Как быть, если ребенок постоянно отвечает - «Нет!» | Полезные советы и лайфхаки

Как быть, если ребенок постоянно отвечает — «Нет!»

Как же часто можно услышать слова «Нет!», «Не хочу!» и «Не буду!» из уст ребенка 1,5-3 лет. Малыш отвечает отказом практически на любое предложение взрослого. Родители буквально могут сходят с ума, не понимая, как же договориться с ребенком. Ведь, если не сделать что-то и проигнорировать детское «нет», то можно сразу же услышать безудержный плач и истерику. Как же поступать в таких ситуациях, когда ребенок заведомо может ответить «нет»? – Дать ему право выбора!

Дать ребенку возможность управлять ситуацией

Ребенок, может, и не может сказать много слов, но он все прекрасно понимает — ваши слова, поступки и тон вызывают в малыше понятные ему эмоции и чувства. Постоянное понукание и указы, такие как: «Иди сюда», «Подвинься», «Открой рот», «Нельзя», «Не сейчас!» и т. п. оставляют у ребенка ощущение полной беспомощности. Он чувствует, что им управляют и не может ничего поделать в такой ситуации. Его могут просто взять за руку и увести домой, когда он не хочет уходить с детской площадки. Или могут силой разжать его руку, чтобы забрать какую-нибудь вещь.

Не удивительно, что рано или поздно такое положение вещей выльется в сопротивление. Ребенок будет отстаивать свое право на том, чтобы его желания учитывались. И потом уже будет неважно, что вы предложите малышу, он скажет свое коронное «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!». Только чтобы показать вам и себе, что он тоже личность и желает управлять своей жизнью, а не только безвольно подчиняться. А еще, вдогонку, вы получите крики и истерики, подкрепляющие его несогласие.

Ребенок и его право голоса

Как и любой взрослый, ребенок желает чувствовать, что он управляет ситуацией. И хотя зачастую, маме малыша проще взять его в руки и унести с детской площадки, несмотря на протесты, гораздо полезнее и правильнее показать, что вы тоже понимаете и уважаете чувства ребенка.

Право голоса ребенка

Чтобы ребенок понял, что с ним считаются, нужно заранее ему объяснять, что вы намерены делать и почему. Например: «Уже поздно и становится холодно, поэтому мы сейчас пойдем домой» вместо привычного: «Все, хватит, пошли домой!» Только так ребенок может понять ситуацию и почувствовать, что он важен, потому что с ним поделились информацией.

Чтобы предупредить коронное «Нет!», стоит дать малышу право выбора. Например: «Уже слишком поздно. Нам с тобой пора идти домой. Ты пойдешь сам или тебя понести на ручках?» Такой выбор дает ребенку ощущение весомости. Ведь теперь он может принять решение! И вместо ожидаемого многократного «нет» и последующего нытья, скорее всего, ребенок протянет ручки, чтобы мама его понесла.

Выбор из определенных вариантов

Конечно, право выбора, предоставляемое ребенку, должно иметь четко обозначенные границы. В действительности, это всего лишь иллюзия выбора, которая помогает ребенку чувствовать, что он что-либо решает и сам принимает решения. На примерах это выглядит так:

  • — Мы идем в садик. Ты хочешь идти сам или тебя понести на ручках?
  • — Сейчас будем завтракать. Ты хочешь кашу с изюмом или с курагой?
  • — Надо попить водички. Тебе налить в голубую или зеленую чашечку?
  • — Отбирать игрушки других детей нельзя. Ты прекратишь сам или тебе напоминать?
  • — Надо надеть майку. Ты хочешь белую или голубую?

Количество вариантов выбора всегда должно быть ограничено. Задав ребенку открытый вопрос: «Что ты хочешь на завтрак?», вы рискуете услышать ответ, на который не сможете согласиться (например, «конефету»). Но вместо этого, предложив конкретные варианты, каждый из которых вас устроит, вы позволяете ребенку чувствовать свою значимость. Наиболее вероятно, что он выберет один из ваших вариантов и без лишних криков и «Не хочу» сделает то, чего вы от него ждете.

Ребенку, который еще плохо говорит, может быть сложно произнести один из предложенных вариантов. Поэтому, предлагая свой ограниченный выбор, вернитесь к каждому из вариантов отдельно. Например: «Ты хочешь кашу с изюмом или с курагой?», если ребенок не отвечает (не может сказать ни «изюм», ни «курага»), спросите так: «С курагой?», ребенок ответит либо «да», либо «нет», «С изюмом?». Ответы «да-нет» даются легче и доступны малышам уже с полутора лет или даже раньше.

Ребенку может потребоваться время, чтобы сделать выбор. Убедитесь, что вы его предоставили, прежде чем повторить свой вопрос. Если ребенок не может решить, отвечая «нет» на оба варианта, скажите: «Я вижу ты не можешь определиться. Давай, я помогу тебе выбрать, чтобы мы могли начать завтракать. Держи кашу с курагой».

Когда ваш ребенок не хочет что-то делать, то всегда предлагайте ему вопрос с вариантами выбора. Если это варианты, которые он может произнести, например: «Ты хочешь, чтобы тебя в кресло посадил папа или мама?» Ребенок может ответить: «Мама!». Хотя до этого малыш вообще не хотел садиться в автокресло. Зато после выбора он выглядит счастливым, ведь он сам принял решение!

Умение принимать решения и делать выбор – важный навык для любого возраста. Предоставляя ребенку выбор, вы помогаете ему расти уверенным в себе и самостоятельным. А также показываете, что для вас важно, что думает и чувствует ребенок, что вы считаетесь и уважаете его мнение. И цените его как личность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх